Летопись Третейского суда «IUS»

Идея создания первого постоянно действующего Третейского суда в Казахстане, принадлежит известным юристам Грешникову Петру Яковлевичу и его сыновьям Игорю и Максиму.

В 1990 - 1992 годах, занимаясь педагогической и юридической практикой, юристы пришли к твердому убеждению в том, что применяемые за рубежом альтернативные формы разрешения экономических споров удобны и эффективны. В ноябре 1992 года было принято решение о создании Третейского суда «IUS» (ЮС). Был разработан Регламент и утверждён состав третейских судей. Первоначально в него входило 12 человек, в их числе, доктора и кандидаты юридических наук: Ю.Басин, М.Баймаханов, А.Диденко, И.Жанайдаров, С.Ударцев, П.Грешников, Т.Каудыров, А.Худяков, З.Баймолдина, К.Ильясова, О.Ченцова.

Становление и развитие Третейского суда «IUS» неразрывно связано с процессом правовой реформы, проходившей в Казахстане и других странах СНГ на рубеже XXI века (подробно в статье П. Грешников «Правовая реформа и роль современного юриста», журнал Юрист № 4, 2008 год).

Активная деятельность Третейского суда «IUS» начинается со второй половины 1993 года. Этому во многом способствовали те обстоятельства, что Верховный Совет РК 2 июля 1992 года ратифицировал, подписанное Казахстаном в городе Минске «Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». К тому же, Кабинет Министров РК 4 мая 1993 года постановлением № 356, утвердил «Типовое положение о третейском суде для разрешения экономических споров». В октябре 1995 года Казахстан присоединился к Нью-Йорской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и к Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже.

Действующие в то время нормы Гражданского процессуального кодекса РК и Закона РК «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами РК» прямо предусматривали институт третейского разбирательства и порядок исполнения решений третейских судов.

Существующая правовая база способствовала успешному функционированию третейского суда. На волне быстрого развития предпринимательской деятельности в Казахстане Третейский суд «IUS» первый приобрёл популярность и был востребован при разрешении частных хозяйственных споров. Начиная с 1994 года, наблюдается ежегодный рост числа обращений не только казахстанских, но и иностранных предпринимателей в третейский суд. С этого момента Третейский суд «IUS» фактически становится международным. В течение первых пяти лет работы и в последующие годы учредители «IUS» постоянно осуществляют широкий круг мероприятий, направленных на развитие альтернативных форм разрешения споров.

В феврале 1999 года учредители создали Общественный фонд поддержки правовой реформы Юридический центр «IUS», получили государственную лицензию (в те годы юридическая деятельность лицензировалась), запатентовали товарный знак (IUS) и приступили к реализации ряда проектов. Нарабатывая собственный опыт разрешения споров, совершенствуют Регламент, пополняют состав арбитров наиболее авторитетными профессионалами, изучают опыт ведущих зарубежных арбитражей, принимают участие в работе конференций по арбитражной тематике, проводят региональные семинары для юристов коммерческих структур, публикуют статьи в популярных изданиях, занимаются обучением студентов в ведущих казахстанских вузах, разрабатывают и издают специальные сборники. В 2000 году вышел в свет первый сборник «Третейский суд», а в 2002 был издан сборник «Международный коммерческий арбитраж».

В это же время Международный третейский суд «IUS» заключил десятки договоров о сотрудничестве, в том числе с арбитражными судами: при Торгово-промышленной палате Чешской Республики (г. Прага), при ТПП Латвийской Республики (г. Рига), с Арбитражным институтом Торговой палаты г. Стокгольма (SCC), а также установил прямые контакты с Лондонским международным третейским судом (LCIA), Международным арбитражным судом при Международной торговой палате (ICC, г. Париж), несколькими китайскими арбитражными судами, а также с коммерческими арбитражами стран СНГ, что позволяет нам пользоваться технической поддержкой этих арбитражей в организации процессов и рассмотрении споров на территории этих стран. Особо следует отметить активное деловое сотрудничество Международного третейского суда «IUS» с 2000 года с журналом «Третейский суд» и его бессменным главным редактором Глебом Севастьяновым (Санкт-Петербург).

История Международного третейского суда «IUS» свидетельствует, что с 1992 по 2002 годы были периодом становления и активного развития.

Здесь уместно вспомнить, например, поездку в Стокгольм на казахстанско-шведский арбитражный диалог совместно с ведущими цивилистами республики Юрием Басиным, Майданом Сулейменовым в составе большой казахстанской делегации во главе с председателем Верховного Суда РК Кайратом Мами. Трудно также переоценить познавательное значение поездки в Париж для изучения опыта передовых европейских арбитражных институтов. Вспоминается случай, когда при посещении арбитража Международной торговой палаты Генеральный секретарь Анна Мария, принимая в дар наш сборник «Международный коммерческий арбитраж», изданный в Казахстане на русском и английском языках удивленно воскликнула - фантастиш. Там же, в октябре 2002 года с участием руководства было проведено собеседование по обмену опытом.

Именно в эти годы в Казахстане произошли десять событий, изменивших правовое положение третейских судов.

Правовое положение третейских судов в Казахстане с конца 2001 года привлекло всеобщее внимание. Этой проблеме посвящены десятки статей научных и практических работников, международные конференции, семинары, пресс-конференции, выступления ведущих специалистов по радио и телевидению. Этим вопросом занимались не только ученые и практики, но работники практически всех ветвей власти, а именно: аппарата Президента РК, Парламента РК, Конституционного Совета РК, Правительства РК, Верховного Суда РК, Прокуратуры РК. Такое «вселенское» внимание не уделялось еще ни одной проблеме. Чем же вызван столь повышенный интерес, казалось бы, к такому рядовому и всем давно понятному средству защиты гражданских прав, каковым является, со времен Адама и Евы, третейский суд? Что бы понять это - необходимо совершить небольшой экскурс в недалекое прошлое и рассмотреть процесс «развития» третейских судов в Казахстане. Основной вопрос, из-за которого разгорелись не шуточные страсти - это вопрос о принудительном исполнении решений третейских судов. Прокуратура РК и некоторые чиновники от правительства не только считали, что решения казахстанских третейских судов на территории РК принудительному исполнению не подлежат, но и активно противодействовали развитию третейских судов. Об этом свидетельствует хронология некоторых событий.

Событие первое - В Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан, введенный в действие с июля 1999 года разработчики и законодатели «забыли» включить ранее существовавщую в законодательстве норму по процедуре исполнения решений казахстанских третейских судов.

Более того, вопреки рекомендации Конституционного Совета РК о необходимости укрепления правовой базы деятельности третейских судов, изложенной в постановлении КС от 16 февраля 2000 года, ни Правительство РК, ни Парламент РК не приняли мер по восполнению правового пробела. Об этом свидетельствует тот факт, что в принятом 11 июля 2001 года законе о внесении изменений в ГПК РК никаких норм относительно исполнения решений третейских судов законодатель в то время не предусмотрел. Образовался правовой вакуум и возникшая ситуация была временно исправлена Верховным Судом РК.

Событие второе - 19 октября 2001 года Верховный Суд РК принял Нормативное постановление №14 «О судебной практике рассмотрения заявлений о принудительном исполнении решений третейских судов».

Основываясь на нормах: Нью-Йоркской конвенции 1958 года «О признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений», ГПК РК, Типового положения о третейском суде для разрешения экономических споров и, используя возможности применения гражданского законодательства по аналогии, пленарное заседание Верховного Суда РК, дало разъяснение судам о порядке обращения решений третейских судов к принудительному исполнению. Против данного постановления активно выступили властные структуры республики и как показали последующие события не безуспешно.

Событие третье - 7 декабря 2001 года Правительство РК постановлением №1592 признало утратившим силу постановление Кабинета Министров РК от 4 мая 1993 года №356 «Об утверждении Типового положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Это действие Правительства прямо противоречило рекомендации Конституционного Совета РК о необходимости укрепления правовой базы деятельности третейских судов, изложенной в постановлении КС от 16 февраля 2000 года.

Отменой Типового положения о третейском суде не только был разрушен и без того хрупкий правовой механизм исполнения решений третейских судов, но и облегчалось совершение дальнейших действий направленных на ликвидацию третейских судов в Казахстане.

Событие четвертое - 15 февраля 2002 года Конституционный Совет РК по обращению Премьер-Министра РК об официальном толковании пункта 2 статьи 13 и пункта 1 статьи 75 Конституции РК принял постановление, которым разъяснил, что «рассмотрение споров третейскими судами не подпадает под понятие правосудие. Заключение сторонами гражданско-правового договора о передаче спора на разрешение третейского суда не исключает в последующем возможности рассмотрения данного спора судами судебной системы Республики в порядке, установленном действующим законодательством».

Используя в своей интерпретации постановление Конституционного Совета от 15 февраля 2002 года, прокуратура республики начинает тотальную проверку третейских судов. В конце февраля 2002 года была назначена проверка всех решений Международного третейского суда Юридического центра «IUS», состоявшихся в период с 1998 года. По данному поводу Прокуратура г. Алматы 4 марта 2002 года выносила соответствующее постановление. При этом работники прокуратуры настаивали на предоставлении для проверки даже тех дел, решения по которым сторонами исполнены добровольно.

Определения государственных судов о выдаче исполнительных листов на исполнение решений третейского суда были опротестованы прокурорами по единому типовому тексту протеста. В основу протеста положена идея, вновь открывшихся обстоятельств, за которые были приняты выводы Конституционного Совета РК о том, что третейские суды не входят в судебную систему РК и рассмотрение споров третейскими судами не подпадает под понятие правосудие.

Следуя прокурорской логике, получалось, что судьи, принимавшие решения о принудительном исполнении решений третейских судов не знали и не могли знать, что третейские суды не являются судебной властью. Другими словами судьи не знакомы со ст. 75 Конституции РК. Понятно, что с этой логикой не согласился Верховный Суд РК и отклонил такие протесты.

Событие пятое - 22 февраля 2002 года Генеральный прокурор РК принес протест на Нормативное постановление Верховного суда РК от 19 октября 2001 года «О судебной практике рассмотрения заявлений о принудительном исполнении решений третейских судов». Одним из обоснований протеста явилось неправильное мнение о том, что судебная защита является единственным легитимным, законным способом защиты гражданами и юридическими лицами своих прав.

Однако Конституцией РК и законами республики установлено, что любой гражданин и организация имеют право выбора средств и способов защиты нарушенных прав. Граждане и организации, как субъекты права, сами решают, что использовать или к какому способу прибегнуть. Субъекты права по своему усмотрению выбирают: защищать ли себя самостоятельно; обращаться ли за защитой в вышестоящие органы управления; предъявить иск в государственный суд; обратиться ли с заявлением в арбитраж (третейский суд); решить дело, обратившись за помощью к нейтральному третьему лицу, специалисту по разрешению споров и конфликтов и т.п.

Нельзя согласиться также с обоснованием протеста о том, что якобы "действующее законодательство РК, а именно: ГПК, Закон РК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" не предусматривает принудительное исполнение решений третейских и иных судов, кроме решений судов судебной системы РК". Несмотря на то, что в тексте протеста прокурор ссылался на статью 425 ГПК, прокурорское утверждение, по смыслу, прямо противоречило статье 425 ГПК РК, а также статьям 5, 6 Закона РК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей". Нормы данных статей, в частности, определяли механизм исполнения решений иностранных и международных арбитражей, которые по своей сути не отличаются от третейских судов расположенных на территории Казахстана.

Третейский суд является понятием, которое охватывает арбитраж, арбитражные суды, международные и иностранные коммерческие арбитражи и третейские суды. Третейские суды Республики Казахстан, международные, иностранные третейские (арбитражные) суды, находятся в равном правовом положении. Прокурор пытался нарушить это равенство в пользу иностранных арбитражей.

В то время в Республике уже действовали как обычные, так и международные третейские суды. Статус международного суда определяется по субъектному составу сторон, а также по региону исполнения его решений. Например, если третейский суд образуется лицами, проживающими или ведущими бизнес на территории разных государств, то такой суд по нормам международного права признается международным.

Республика Казахстан присоединилась и ратифицировала практически все основные международные, в том числе региональные конвенции и соглашения, касающиеся арбитража. Кроме того, Казахстан заключил ряд двухсторонних международных договоров, предусматривающих процедуру разрешения споров посредством третейского суда. В соответствии п.3 ст.3 ГПК РК международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед ГПК РК и применяются непосредственно.

Присоединившись к международным конвенциям и соглашениям, а также заключив двухсторонние межгосударственные договоры, наше государство обязалось признавать силу арбитражных договоров и оговорок в контрактах о порядке разрешения споров, а также признавать и исполнять решения как иностранных, международных, так казахстанских третейских (арбитражных) судов. Таким образом, законодательные акты РК, международные конвенции и соглашения, ратифицированные Казахстаном, уже в то время предусматривали механизм исполнения решений третейских судов. Этот механизм и был отражен в Нормативном постановлении Верховного суда РК от 19 октября 2001 года «О судебной практике рассмотрения заявлений о принудительном исполнении решений третейских судов».

На протест Генерального Прокурора РК специалистами «IUS» совместно с другими специалистами, занимающимися данной проблемой, было дано обоснованное заключение. Работники прокуратуры при обсуждении согласились с заключением, и протест был отозван Генеральным Прокурором РК.

Событие шестое - 5 марта 2002 года Генеральный Прокурор РК направил ходатайство в Конституционный Совет РК о признании неконституционной норму подпункта 5 статьи 249 ГПК РК.

Согласно этой норме суд общей юрисдикции оставляет заявление истца без рассмотрения, если между сторонами заключен договор о передаче спора на разрешения третейского суда и, от ответчика поступило до начала рассмотрения дела по существу возражение против разрешения спора в суде.

Конституционный Совет РК своим дополнительным постановлением от 12 апреля 2002 года уточнил правовое положение третейских судов. Одновременно было отмечено, что ходатайство Генерального Прокурора РК не может быть удовлетворено, поскольку, установленные существующими нормами ГК и ГПК основания и порядок передачи на рассмотрение и разрешение внутриказахстанских имущественных споров в третейских судах могут быть изменены только Парламентом РК.

Событие седьмое - в марте 2002 года Прокуратурой РК был подготовлен проект закона об изменении и изъятии из статьи 9 ГК РК и подпункта 5 ст. 249 ГПК РК упоминания о третейском суде. Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК в мае 2002 года концептуально одобрил эти изменения.

Событие восьмое - 4 июня 2002 года три депутата Мажилиса Парламента РК направили Генеральному прокурору РК письмо, в котором просили принять, исчерпывающие меры прокурорского надзора по признанию незаконным постановления Пленума Верховного Суда от 19 октября 2001 года №14 «О судебной практике рассмотрения заявлений о принудительном исполнении решений третейских судов».

На основе письма, подписанного депутатами, Генеральный Прокурор РК 6 июня 2002 года возобновил ранее отозванный свой протест на постановление Пленарного заседания Верховного Суда от 19 октября 2001 года.

Событие девятое - 28 июня 2002 года Верховный Суд РК учитывая результаты состоявшихся событий, принимает новое нормативное постановление №15, которым приостанавливает действие своего нормативного постановления №14 от 19 октября 2001 года «О судебной практике рассмотрения заявлений о принудительном исполнении решений третейских судов" до принятия соответствующего закона. Одновременно Президенту РК вносится предложение по совершенствованию законодательства о правовом статусе третейских судов в РК.

Событие десятое - 12 сентября 2002 года на совещании у заместителя Премьер-Министра РК по вопросу «О проекте закона РК о третейских судах» было принято решение:

- согласиться с предложением Верховного Суда РК о необходимости инициирования разработки проекта закона РК «О третейских судах»;

- определить разработчиком законопроекта Министерство юстиции РК;

- Министерству юстиции доработать законопроект, исключив нормы, касающиеся принудительного исполнения решений третейского суда и в установленном законодательством порядке внести в правительство.

Совершенно очевидно, что закон о третейских судах с такими изъятиями не нужен предпринимателям, чьи интересы он призван защищать, а вот зачем такой закон нужен правительству - оставалось загадкой. Однако ясно одно, что принятие закона без нормы регулирующей принудительное исполнение решений третейских судов через суды общей юрисдикции есть не что иное, как отказ в правосудии. Поскольку, обращение стороны по спору, разрешенному третейским судом к государственному суду с ходатайством о принудительном исполнении решения это и есть ходатайство о правосудии. Государственный суд, принимая ходатайство, проверяет и законность выбора третейского суда, и законность соблюдения третейским судом процедуры рассмотрения спора и вынесения решения.

По иронии судьбы, именно в это же время в ближнем зарубежье состоялись события направленные на укрепления института третейских судов. Так, 28 июня 2002 года в Киргизии принимают Закон «О третейских арбитражах в Кыргызской Республики», а 24 июля 2002 года в России также принимают Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации».

Эти события, безусловно, явились самым ярким подтверждением правильности позиции Верховного Суда РК относительно третейских судов в Казахстане.

Новое законодательство этих государств содержит положения, направленные на оказание третейским судам конкретной поддержки. В частности, в России введено правило о том, что государственный суд может применять обеспечительные меры в отношении исполнения будущих решений третейских судов. Сокращены сроки рассмотрения судами дел о выдаче исполнительных листов по решениям третейских судов до одного месяца. Порядок признания и исполнения решений третейских судов в полной мере соответствует нормам международного права. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессор В.Ф. Яковлев, выступая 18.10.02 на конференции, посвященной 70-летию Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, так характеризовал правовую ситуацию в России, «дух и буква нового законодательства позволяют государственным судам, относится к третейским судам с почтением, уважением, доброжелательностью и поддержкой. Мы нацеливаем судей на позитивное отношение к альтернативным способам решения споров, в том числе на тесное взаимодействие и поддержку деятельности третейских судов. Потому что это есть средство обеспечения доступности правосудия». (Вестник ВАС РФ №12 - 2002г. стр. 108). К этому трудно, что-либо добавить.

В Казахстане, наоборот, властные структуры государства в тот период пытались не признавать за третейскими судами альтернативного средства разрешения коммерческих споров. Только этим можно объяснить тот факт, что Казахстан почти единственное государство в СНГ, до 2005 года не имело закона ни о международных коммерческих арбитражах ни закона о третейских судах.

Последовательно отстаивая позиции третейских судов в Казахстане, учредители Международного третейского суда «IUS» пришли к следующим выводам.

Вывод первый - хронология произошедших в 2001 - 2002 годах событий свидетельствует о том, что у Казахстана не было альтернативы и другого выбора как принять законы, нормально регулирующие деятельность третейских судов. Другой путь вел к денонсации международных договоров и соглашений, касающихся признания и исполнения решений иностранных арбитражей.

Вывод второй - в результате активной деятельности властных структур республики казахстанские предприниматели лишились возможности разрешать экономические споры во внутренних третейских судах. Юридические лица Казахстана в то время были вынуждены за разрешением споров даже между резидентами республики обращаться в дорогостоящие европейские арбитражи (Стокгольм, Лондон, Париж).

Принцип,  положенный в основу всей деятельности МТС «IUS», прост и универсален: мы  не говорим, о невозможности устранения той или иной проблемы, мы помогаем предпринимателям выйти из ситуации, разрешить их спор, несмотря на текущие ограничения, пробелы, существующие в процессуальном законодательстве, судебной практике той или иной страны. С одной стороны, мы стараемся не спотыкаться и не останавливаться, когда видим те или иные императивные процессуальные нормы, необоснованно ограничивающие права предпринимателей на разрешение споров в третейских судах и арбитражах. Убеждены, что в такой позиции заложен подлинный государственный подход, он заключается пусть и в весьма скромной, но все же деятельной и своевременной помощи  экономике,  предпринимателям и государству.

Учитывая сложившуюся ситуацию и жизненную потребность предпринимателей в разрешении споров Юридический центр «IUS” осенью 2002 года, имеющий к тому времени десятилетнюю арбитражную практику, совместно с крупной юридической ассоциацией Санкт - Петербурга открыли региональный офис суда в России – российский арбитражный институт Международного третейского суда «IUS». Председателем российского офиса Международного третейского суда «IUS» стал д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета Александр Петрович Сергеев.

Председателем Международного третейского суда «IUS», в целом, и руководителем головного казахстанского офиса был переизбран к.ю.н., профессор Пётр Яковлевич Грешников. С этого времени в Казахстане и в России стали функционировать два офиса суда, действующих по единому Регламенту и имеющих единое руководство. Значительно пополнился состав арбитров, насчитывающий более ста специалистов из 15 государств. После чего, казахстанские и российские предприниматели приобрели возможность разрешать имущественные споры с наименьшими затратами времени и средств.  С этого момента часть споров российских и казахстанских предпринимателей стала рассматриваться на территории России в региональном офисе Международного третейского суда «IUS» в Санкт-Петербурге.

Ярким примером нашей реальной помощи Казахстану служит решение третейского суда «IUS» в отношении судьбы 100% акций аэропорта г. Алматы, в соответствии с которым пакет акций алматинского аэропорта был передан от частного лица, через крупный казахстанский банк правительству республики, а также разрешены вопросы, касающиеся долгов аэропорта.

Банки республики время от времени также прибегают к нашей помощи в возврате кредитных средств, которые, в свою очередь, были одолжены у Национального банка Казахстана или привлечены за рубежом. Довольно интересным было дело, связанное с акциями и долгами морского торгового порта  г. Риги (Латвийская Республика), в котором были затронуты существенные интересы казахстанского и российского бизнеса. В связи с необоснованными законодательными ограничениями полномочий казахстанских третейских судов Российский арбитражный институт Международного третейского суда «IUS» разрешает споры между резидентами Республики Казахстан, одна сторона которых, а в отдельных случаях и обе стороны, как истец, так и ответчик – субъекты, доминирующие на рынке Казахстана, естественные монополии или госпредприятия. За 2002-2005 годы в Санкт-Петербурге было рассмотрено несколько десятков подобных дел. Для Казахстана решения российского «IUS» являются, решениями иностранного арбитража, они исполняются по международным конвенциям. Важно отметить, что все «казахстанские» решения российского «IUS» были исполнены.

Жизнь требовала принятия радикальных мер, каковыми являлось создание арбитражных законов. Инициацией к этому послужила Международная научно-практическая конференция «Третейский суд в Казахстане: проблемы правового регулирования», проведенная в городе Астане 3 февраля 2003 года. Ее организаторами выступили: Казахский гуманитарно-юридический университет, Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ); Комиссия ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) и Международный союз юристов. Участники конференции обсудили ключевые вопросы обеспечения жизнедеятельности третейских судов в Казахстане.

По итогам состоявшейся дискуссии участниками конференции было принято Обращение к Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан. (Обращение опубликовано в журнале «Юрист» № 3, 2003 год).

С этого времени началась работа над законопроектами и обратный отсчёт времени до их принятия и возрождения третейских судов в Казахстане. Учредители и арбитры «IUS» принимали самое активное участие в разработке законопроектов. Одновременно разрабатывалось три законопроекта: Закон РК «О международном коммерческом арбитраже»; Закон РК «О третейских судах; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности третейских судов и международного коммерческого арбитража».

Работа над законопроектами была закончена в конце 2004 года. 28 декабря 2004 года законы были подписаны Президентом Республики Казахстан. Официальное опубликование арбитражных законов состоялось в газете «Казахстанская правда» от 7 января 2005 года №  4 (24614). Таким образом, законодательная база для дальнейшего развития третейского (арбитражного) судопроизводства в Казахстане была заложена. С этого времени условно начинается третий этап в истории третейских судов Казахстана.

С принятием арбитражных законов значительно активизировалась деятельность Международного третейского суда «IUS, обобщив накопленную практику, в 2009 был опубликован постатейный научно-практический комментарий к Закону Республики Казахстан «О третейских судах» (Ответственный редактор: Грешников Игорь Петрович – кандидат юридических наук, доцент, заместитель председателя Международного третейского суда «IUS»). Комментарий создан учеными и специалистами-практиками в области третейского (арбитражного) разбирательства, которые являются арбитрами ряда казахстанских и зарубежных арбитражей. Постепенно расширялась и арбитражная практика, ежегодно возростало количество рассмотренных дел, в том числе с участием иностранных предпринимателей из Китая, Кореи, Канады, Болгарии и, особенно, из России.

Вместе с тем, практика применения арбитражного законодательства показала необходимость корректировки некоторых положений. Для дальнейшего совершенствования законов, в соответствии с планом работы Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан, приказом Министра юстиции РК от 20 июля 2007 года № 204 была создана рабочая группа. В состав рабочей группы вошли представители Верховного Суда РК, Министерства финансов РК, Министерства юстиции РК, Международного третейского суда «IUS», НИИ частного права при Казахском гуманитарном юридическом университете. Была разработана Концепция по совершенствованию законодательства и подготовлен проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам иммунитета государства и его собственности, совершенствования деятельности третейских судов и международного коммерческого арбитража». С завершением данной работы и принятием Парламентом РК данного закона и соответствующих поправок в действующее арбитражное законодательство (от 4 мая 2009г. № 156-IV, 5 февраля 2010г.№ 249-IV, 17 февраля 2012 г. № 564-IV, 10 июля 2012г. № 32-V, 3 июля 2013 г. № 125-V) ещё более укрепился правовой статус третейских судов и арбитражей в Казахстане. 

С 2002 года заработал российско-казахстанский арбитражный проект. Совместные мероприятия, проводимые специалистами обеих арбитражных институтов, давали ощутимый импульс дальнейшему развитию арбитражной практики. Наши арбитры и эксперты многократно участвовали в процессах, проходивших в Лондонском международном третейском суде (LCIA), Международном центре по разрешению инвестиционных споров (ICSID, г. Вашингтон), в Международном арбитражном суде при Международной торговой палате (ICC, г. Париж), в Арбитражном институте Торговой палаты г. Стокгольма (SCC) и в других.

Арбитры Международного третейского суда «IUS» неоднократно выступали с докладами и сообщениями на трех симпозиумах, посвященных развитию альтерантивных средств разрешения споров, проходивших в г. Женеве, Швейцария и в г. Шамони, Франция в 2004, 2006 и 2009 годах под эгидой Всемирной торговой организации (WTO).

Наиболее яркими событиями в летописи Международного третейского суда «IUS» явились:

- проведение конференции на тему: Третейский суд: история, современная практика и перспективы развития. Конференция, проведенная в городе Алматы 14 октября 2010 года, приурочена к 18-летию МТС «IUS» и 70-летию его председателя П.Я. Грешникова. В работе конференции принимали участие председатели действующих арбитражей Алматы, Санкт-Петербурга, арбитры, преподаватели, выпускники юридических вузов;

- участие 19 – 21 апреля 2012 года в Москве в рабте Всероссийской научно-практической конференция на тему: "Устранение конфликта интересов. Профессиональная деятельность по разрешению споров. Судебная реформа как фактор защиты прав человека и развития гражданского общества". На конференции с докладом «Третейское процессуальное законодательство Республики Казахстан» выступил председатель Международного третейского суда «IUS» Грешников Петр Яковлевич;

- участие 21 сентября 2012 года в г. Москве в работе конференции:«Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ», проведенной ABA Section of International Law при организационной поддержке ICC Russia. На конференции выступил заместитель  председателя Международного третейского суда «IUS» Грешников Игорь Петрович с докладом по проблемам арбитрабельности споров в России и Казахстане.

участие 29 ноября 2012 года в городе Москве в работе  Международной конференции на тему: "Третейское разбирательство в межкультурном диалоге: новые возможности и перспективы". В работе конференции приняли участие специалисты России, Украины, Польши, Чехии. С докладом по актуальным вопросам третейского разбирательства в Казахстане выступил Заместитель председателя Международного третейского суда «IUS»Грешников Игорь Петрович;

участие 4-5 июля 2013 года в Санкт-Петербурге в первом Всеросийском форуме третейского и делового сообществ: «Совершенствование законодательства о третейком разбирательстве и международном арбитраже: современные стандарты и подходы ведущих арбитражных центров», с сообщением на форуме выступил председатель Международного третейского суда «IUS»  Грешников Петр Яковлевич;

- участие 13 ноября 2014 года в городе Москве во втором  Всеросийском форуме третейского и делового сообществ: «Реформирование альтернативного разрешения споров в России: ожидания и перспективы».

В Международном третейском суде «IUS»» установлена добрая традиция для гостей, посетивших наш офис по обмену опытом, предоставляется возможность оставить отзывы и свои пожелания. В этих целях открыта «Книга почетных гостей». За незначительный по историческим меркам период офис посетили несколько десятков представителей арбитражных институтов, ученых, юристов-практиков из дальнего и ближнего зарубежья. Это специалисты из Бишкека, Варшавы, Киева, Лондона, Праги, Парижа, Пекина, Стокгольма, Ташкента, Токио и других городов и регионов.

Исторической предпосылкой серьезного изменения арбитражной практики в дальнейшем послужит реформа арбитражного законодательства. Соответствующие арбитражные законы подготовлены и приняты в России и в Казахстане. Именно этой теме была посвящена Международная научно-практическая конференция «Международный коммерческий арбитраж и вопросы частного права», которая  прошла в октябре 2015 года в Алматы. В работе конференции активное участие приняли ведущие специалисты в этой области, в частности, профессор Н.Г. Вилкова, профессор О.Ю. Скворцов, главный редактор журнала «Третейский суд» Г.В.Севастьянов и другие.
Работу конференции организаторы приурочили к 25 летию идеи создания Третейского суда «IUS» и 75 летию его председателя. Материалы конференции опубликованы в сборнике «Международный коммерческий арбитраж и вопросы частного права». Издательство «Статут», Москва, 2015.

Летопись Международного третейского суда «IUS» продолжается.

Заказать звонок

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности